Путем Митридата VI Евпатора...без начала и конца... Апокриф второй. Апостол Иоанн в Ростове. (Ростов-2010)
Окт 24


Традиционное начало:

«Согласно данным археологии, старинное Сарское городище, первое укрепленное поселение на озере Неро, возникло в земле меря в VII веке и долгое время было мерянским племенным центром. О времени возникновения собственно Ростова, самая ранняя дендрохронологическая дата в котором относится к 963 году, существуют различные гипотезы: одни из них предполагают возникновение города в дославянскую эпоху, другие — перенос с Сарского городища в X веке. Исследовавший в последние годы Ростов и Сарское городище археологА. Е. Леонтьев считает Сарское городище — племенным центром меря, Ростов — центром княжеской власти
(А. Е. Леонтьев К вопросу о происхождении города Ростова)

Кстати, тут я впервые узнал, что такое ДЕНДРОХРОНОЛОГИЯ. Смотрите. Особенно впечатляет, если на картинку мышкой щелкнуть...

Город Ростов Великий в мае-июне прекрасен. Ни тебе мошек, ни пыли, ни холода (вечером) -жары (днем).
i-phone-018
Больших велозадач в этой поездке не стояло. Хотелось посмотреть место рождения Сергия Радонежского, поездить по Ростову Великому и добраться до Борисоглебска:
2

(картинка, как и все последующие, кликабельна)
Но все в этой жизни подчинено простому закону: потянешь за ниточку быстро — порвешь, медленно — такое вылезет, что, может быть и сам не рад будешь. Зато интересно...
Так и с историей Ростова. Удивительным образом этот город оказался связан с Новым и Ветхим заветом. Самым живым и даже каким-то апокрифическим образом...
Давайте начнем со времен близких и углубимся во тьму веков.

Итак, Апокриф первый. Святой Христофор.
Ростовский Кремль. Вот вам его зимняя картинка (получше):

А вот летняя, наша,но увы, похуже:
i-phone-006

Построен в 1670—1683 годах. Резиденция митрополита. Построен, оказывается, сразу как Кремль декоративный, а не оборонный, то есть его стены никогда не подвергались осаде.
После того, как митрополия была перенесена из Ростова в Ярославль Ростовский кремль утратил значение и постепенно обветшал. Богослужений в кремлевских храмах не велось. Архиереи были готовы продать Кремль на слом. Однако благодаря просвещенному ростовскому купечеству и на средства купечества в XIX веке кремль был отреставрирован. По инициативе А. А. Титова, И. А. Шлякова в октябре 1883 года в Белой палате Кремля был открыт Ростовский музей Церковных Древностей, который с 1907 года стал финансироваться государством.

Википедия (откуда я позволил себе надергать часть фотографий) рассказывает про архитектурные памятники кремля:
1. Успенский собор (1508—1512) стоит на месте своих белокаменных предшественников XII—XIII вв. Собор во многом сходен с одноимённым Московским Успенским собором.
2. Звонница Успенского собора (1682—1687) стоит отдельно, к юго-востоку от Успенского собора, увенчанна четырьмя главами. Самый большой колокол «Сысой» весом 2000 пудов, колокол «Полиелейный» (1000 пудов) и колокол "Лебедь (500 пудов). Всего 15 колоколов. Знаменитые Ростовские звоны — отсюда.


i-phone-002
3.Святые ворота
4.Надвратная церковь Воскресения (1670)
5.Судный приказ (1650—1660)
6.Церковь Иоанна Богослова (1683)
7.Церковь Одигитрии (1693)
8. Церковь Спаса на Сенях (Спаса Нерукотворного) (1675)
9.Церковь Григория Богослова (1680)
10.Красная палата (1670—1680)
11.«Дом на погребах» (XVII в.) l Обратите внимание на адрес (если пойдете по ссылке): «Кремль, 1» Здесь мы и заночевали. В темноте кремль обрел уж совсем мистическое очарование — полукруглые своды, запахи извести, тени башен и стен, деревенские звуки и шорохи, близость воды...
i-phone-028
12.Самуилов корпус
13.Белая (Столовая) палата
14.Башни кремля

Примета времени — глухое противостояние музейных и церковных властей. Как всегда, нет ни правых, ни виновных. Позор состояния передаваемых церкви зданий и новодел церковного евроремонта... Первое скорее относится к Кремлю. Второе — к Борисоглебскому монастырю. Про который рассказ впереди.

Как бы то ни было, большая часть зданий в Ростовском Кремле принадлежит Федеральному государственному учреждению культуры Государственный музей-заповедник «Ростовский кремль», а на втором этаже Самуилова корпуса (п12 из списка выше) находится музей древнерусского искусства т.е. икон. Одна из которых вот такая:

Первая половина XVII века. Обращаю Ваше внимание — пропорции не нарушены. Она действительно вытянута по вертикали совершенно фантастическим образом. Не менее фантастично изображение святого. Это святой Христофор

Почитать про него можно в википедии. , или вот здесь .

Итак, Википедия:
«В годы правления императора Деция Траяна, человек, носивший имя Репрев (Ρεπρεβος, ср. лат. Reprobus «отверженный, осуждённый, дурной») был захвачен в плен римлянами во время боя в Мармарике. Позже он служил в Numerus Marmaritarum (римская когорта Cohors III Valeria Marmaritarum) — подразделении мармаритов (мармаридов) (выходцев из области Мармарика или представителей берберского племени). Это был человек огромного роста и ужасающего поведения, он был киноцефалом (с пёсьей головой), как и все представители его племени. Другой вариант возникновения его собачьей головы — святой был очень красив, но, дабы избежать соблазнов и постоянно беспокоивших его женщин, упросил Господа обезобразить его внешность.»
Итак версий головообразования две. «Природная» и «Божественная». Или точнее племенная и личная. Что же дальше?
«Вскоре после этого были присланы 200 воинов, чтобы привести его, известного силача, к императору Децию. Репрев подчинился без сопротивления.»
В пути происходят чудеса: расцветает жезл в руке святого, по молитве его умножаются хлебы, подобно хлебам Иисуса Христа. При этом Репрев еще не крещен. Пораженные воины уверовали во Христа и вместе с Репревом были крещены антиохийским епископом — мучеником Вавилой.
После крещения Репрев получил имя «Христофор». Христофора приводят к императору, тот ужаснулся его наружности и снова на сцене появляется видоизмененный вариант второго сюжета — «император призвал двух женщин-блудниц — Каллиникию и Акилину, и приказал им склонить святого отречься от Христа и принести жертвы римским богам. Но женщины, вернувшись к императору, объявили себя христианками, за что были подвергнуты жестоким истязаниям и скончались мученицами.»
После этого истязают и убивают 200 воинов и епископа Вавилу. С Христофором и того круче — мученика помещают в раскалённый медный ящик. Безрезультатно — святой Христофор не испытывает страданий. В конце концов св. Хрисофору отсекают голову мечом.
Это вкратце жизнеописание св. Христофора.
Далее существует несколько вариантов. Мне нравится такой:
«Простодушный великан Репрев ищет самого могучего владыку, чтобы поступить к нему на службу. Он поступает на службу к царю, но понимает, что тот боится дьявола. Он предлагает свои услуги дьяволу, но понимает, что тот трепещет при виде креста.»
Дальше Репрев ищет Бога: « Однажды его попросил перенести через реку маленький мальчик. Посреди реки он стал настолько тяжёл, что Христофор испугался, как бы они оба не утонули. Мальчик сказал ему, что он — Христос и несёт с собой всю тяготы мира. Затем Иисус крестил Репрева в реке, и тот получил свое новое имя — Христофор, «несущий Христа».
Затем Младенец сказал Христофору, что тот может воткнуть в землю ветку. Эта ветвь чудесным образом выросла в плодоносное дерево. Это чудо обратило в веру многих. Разгневанный этим, местный правитель (или даже римский император Деций — в западной традиции он выступает под именем Дагнус), заточил Христофора в тюрьму, где после долгих мучений тот обрёл мученическую кончину.»

Hieronymus Bosch «Saint Christopher» 1496—1505 Иероним Босх «Святой Христофор»
Как видите, здесь он с обычной головой.
Еще из интересных и симпатичных мне историй  — в доиконоборческой Византии святой Христофор с головой пса запечатлялся рядом со святым Георгием Победоносцем. (терракотовый извод, 733 г., Скопье). Каждый из них вонзает копье в своего дракона. То есть герб Москвы мог быть и более интересным.
Из менее приятного — некоторые легенды изображают Христофора людоедом. Отголосок этого — икона из собрания П.И. Щукина, нынче в Государственном Историческом музее, на которой мученик показан прекрасным юношей, держащим песью голову на блюде в правой руке. (В левой руке — крест.)
Еще менее приятная легенда связана с российским происхождением святого...
В ней говорится, что племена русов, воевавшие с армией Александра Великого, выпустили в бой чудовище, которое «отрывало воинам врага руки и головы и даже боевому слону оторвало хобот.» Монстр, по словам Низами, автора поэмы «Искандер-Наме», ничем не отличался от обычного рослого человека. Из общей массы его выделяли лишь рог на лбу и огромная сила. Родиной монстров Низами называет горы на пути к вечной тьме – полярной ночи. Не исключено, что это современный Приполярный Урал.
Далее читаем: «Север России вплоть до XVIII века был заповедником для существ, известных всему остальному миру лишь по легендам и мифам. Николай Карамзин упоминал, будто о таинственных горах на берегу океана любили потолковать в Москве в XVI веке. Причем среди обитателей Полярного Севера москвичи упоминали людей с собачьими головами. Путешественник Герберштейн, оставивший свои свидетельства в русском дорожнике XVII века, писал, что в верховьях реки Оби жили люди с собачьими головами.
В ХХ веке река Обь упоминается французским философом Рене Геноном. К тому же свидетели, видевшие псеглавцев, называли их жителями высокогорья. Эти края считаются и местом обитания снежного человека. Правда, описывая его, говорят, что он больше похож на обезьяну и, в частности, на павиана. А между тем павианов в Египте называли киноцефалами, то есть псеглавцами, из-за сходства их голов с головами крупных собак. Так стало быть, племя, из которого вышел святой Христофор, могло быть племенем снежных людей?» — завершает автор.
Но, как бы то ни было, с 1667 г. Большой Московский Собор запретил писать Христофора звероподобным.
Против звероподобных изображений выступал святитель Димитрий Ростовский. Позднее, в середине XVIII века — ростовский митрополит Антоний.

Мощи святого Христофора были перенесены в Толедо, а позднее — во французское аббатство Сен-Дени...

В заключение, еще вот что — в Череповце, куда мы все же, надеюсь, доедем, тоже есть свой святой Христофор.

P.S. И опять среда, опять — в баню! Попробую к след. среде дописать второй апокриф...

Автор: Chayko


Оставьте комментарий

Пожалуйста, авторизируйтесь для комментирования.

Login